Film&Photo Production

Азовско-Донской Банк – 19 век в чертах «северного модерна»


Азовско-Донской Банк – 19 век в чертах «северного модерна»

Образцом настоящего «северного модерна» является здание знаменитого Азовско-Донского банка. Это архитектурное направление возникло в 19 веке, тогда его еще называли и «национальным романтизмом».

В нем сочетаются стиль модерн и стили скандинавского и северного русского зодчества. Пожалуй, это направление было самым ярким следом из прошлого Санкт-Петербурга. В число ведущих мастеров этого направления входил строитель и архитектор Ф.Лидваль, который был уроженцем шведско-датской семьи. В городе на Неве он обосновался в 19 веке и в то время имел прочную связь со скандинавской диаспорой. Лидваль, за долгие двадцать лет творчества, смог построить в Санкт-Петербурге десятки зданий, оставивших достаточно заметный след в богатой архитектуре города.

Архитектор всегда проявлял определенный художественный такт, поэтому с новыми формами и мотивами он сочетал приемы привычной классической школы, дабы не нарушать сложившийся облик города Санкт-Петербурга. Именно Азовско-Донской банк стал наглядным примером такого гармоничного соединения. Здание банка состоит из 2-х частей, построенных в два приема. С 1907 года по 1909 был возведен корпус №5, а уже с 1912 года по 1913-й, после того, как был приобретен соседний участок, корпус №3. В фасады здания архитектор удачно добавил элементы от традиционного классического архитектурного стиля.

Оба корпуса были облицованы гранитом серого цвета, а также украшены обильным скульптурным декором В. Кузнецова. Один из фасадов имеет портик, фоном для которого стала стеклянная плоскость. Скульптурный фриз и цоколь были, как бы разорваны окнами и впадинами, а фронтон был удален от антаблемента. Эта явная ассиметричность как раз и является принципом модерна.

Строгая статичность классицизма очень хорошо в этой архитектуре сочетается с ритмичностью, элегантностью и разнообразием замечательных рельефных деталей, являющихся характерными для работ Лидваля. Наивысшим искусством Лидваля стала тщательная разработка сложнейшей планировочной структуры в границах участка неправильной формы, где производилось строительство.

Источник: rozhd.ru

Смотрите также: